Минэнерго РФ ужесточает требования по подготовке энергосистем к зиме
Он же предписывает недобросовестным хозяевам провести ремонтные работы изношенных систем до начала холодов, сообщили "РГ" в пресс-службе министерства. О том, насколько хорошо энергетики справились с поставленными задачами, Минэнерго объявит лишь 15 ноября по итогам работы специальных госкомиссий.
Времени и средств "подлатать дыры" должно бы хватить. Однако системные нестыковки правил работы рынка продолжают загонять некоторых участников в долговую яму и технологический кризис, а потребителей вынуждать топить "буржуйки".
Износ распределительных сетей в России сегодня составляет 67%, магистральных - около 60%, в этом же диапазоне находится износ генерирующего оборудования. "Ситуация закономерная и, боюсь, с каждым годом будет все сильнее обостряться", - предупреждает гендиректор российской инжиниринговой компании VOLTA Engineering Group Олег Сундуков.
По словам эксперта, средства на ремонт вытекают лишь из заложенной в тариф ремонтной составляющей. В итоге, тех профилактических работ, которые может себе позволить компания, явно оказывается недостаточно.
Если ознакомиться со статистикой аварийности в предыдущие ОЗП, можно увидеть, что слабые места есть абсолютно во всех регионах, полагает Сундуков.
"Кроме энергосистемы Сочи, все остальные регионы вполне могут оказаться в зоне риска", - заверил эксперт. И добавил, что традиционно самое уязвимое звено - Дальний Восток и Северо-Кавказский регион.
"Сложность и в том, что нагрузка на энергосистему постоянно растет, ровно, как и периодичность природных аномалий", - напоминает Олег Сундуков.
Не менее болезненная и трудноразрешимая проблема отрасли - рост задолженностей оптовых потребителей. Вместо денег на развитие и модернизацию систем ко времени летней ремонтной кампании энергетики из-за должников получают серьезный кассовый разрыв.
Это затрудняет обеспечение даже текущей деятельности, не говоря о серьезных инвестициях в подготовку к зиме, считает Сундуков. При этом Минэнерго признает, что на розничном рынке долги только увеличиваются, приближаясь к 60 млрд рублей.
Еще одним серьезным недочетом видится отсутствие единой системы долгосрочного управления и планирования техническим обслуживанием и ремонтной активностью всей отрасли. "Сейчас ремонтная деятельность рассчитывается максимум на год, а единая система планирования по отрасли отсутствует вообще", - напоминает Семен Данилов, директор по инвестициям в электроэнергетике Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике.
Компаниям необходимо формировать соответствующие программы хотя бы на 5 лет, строго увязывая их с инвестиционной стратегией, убежден специалист.
"Минэнерго, со своей стороны, могло бы сначала утверждать ремонтные планы компаний - по аналогии с инвестиционной деятельностью. А уже затем формировать единую систему управления и планирования техническим обслуживанием отрасли", - предлагает эксперт.
А пока ведомство вынуждено констатировать, что кроме устаревших ЛЭП печальная статистика в этом году может "накрутиться" и за счет повреждений котельного оборудования. В довесок, часть крупных "блэкаутов" могут случиться по вине персонала.
Отрадно, что общая отсталость рынка все же не значительно сказалась на деятельности российских производителей электросетевого оборудования. По словам Олега Сундукова, человеческий фактор, например, сегодня можно было бы вовсе исключить из списка аварийных рисков за счет внедрения новых отечественных систем автоматизации генерирующих станций, хай-тек центров управления сетями и подстанциями, системам "интеллектуальных сетей" и других инноваций, уверен специалист.
Бесспорно, энергетикам еще есть откуда черпать вдохновение в ситуациях, когда реформа электроэнергетики начинает буксовать в поисках компромисса для всех участников рынка. Или же нам не суждено шагнуть на новый технико-технологический уровень?
Часть экономического сообщества склоняется к мнению, что сектор электроэнергетики в рамках действующих правовых норм не способен самостоятельно завершить реформу. Эффект будет достигнут только в симбиозе с перестройкой всех остальных тарифозафисимых и столь же монополизированных секторов нашей экономики, как электроэнергетика.
"Под влиянием наиболее сильных субъектов рынка в хозяйственной системе страны выстроены такие отношения, которые практически исключают реальное функционирование механизма конкуренции", - рассуждает президент ТПП РФ Сергей Катырин.
По его мнению, в России сложилась система извлечения прибыли, получаемой не столько за счет эффективности хозяйственной деятельности, сколько за счет постоянного повышения цен.
"Для обеспечения системности государственного подхода к формированию цен необходимо комплексное нормативное закрепление основ ценового и тарифного регулирования. Нужно разработать и ввести в действие ФЗ "О ценах и ценообразовании в РФ", - предлагает Сергей Катырин.
Так, его принятие позволит привести в единую систему нормы, устанавливающие порядок формирования цен и тарифов, определить новые права и обязанности участников рынка, обеспечить приоритет производителю товара, работ и услуг.